Философия и юмор, а, тем более, философия и шутки – вещи как будто бы не
совместимые. Но это предположение где-то в диапазоне от не совсем так до совсем
не так. Юмор философский может быть несколько грустным, но зато позволяющим нам
понять что-то такое, что без философии мы и не можем охватить. Например:
Не следует относиться к жизни всерьёз - это явление временное.
Мы не вольны в рождении и в смерти, но в нашей воле радоваться промежутку между
ними.
Чаще всего юмор или шутки в философии проявляются в остроумии философов.
Согласно философии стоиков, миром правит Вселенский Разум, предопределяющий
судьбы людей и любое событие. Раб основателя стоицизма Зенона Китионского был,
видимо, знаком с этой доктриной. Когда его поймали на воровстве, он заявил в
свое оправдание:
- Видно, это моя судьба - стать вором.
- Верно, - согласился Зенон. - А еще твоя судьба - отведать кнута.
Можно привести и еще немало примеров подобного философского юмора.
Философ Диоген сидел в бочке и ел чечевичную похлебку. На роскошной колеснице к
нему подъехал философ Антипа и сказал: «Вот, Диоген, если бы ты научился льстить,
как это делаю я, тебе не пришлось бы есть чечевичную похлебку!», на что Диоген
ответил «А если бы ты, Антипа, научился есть чечевичную похлебку, тебе не
пришлось бы льстить!».
Когда-то Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о
двух ногах, лишенное перьев», Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу,
объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден
был добавить «...и с плоскими ногтями».
Наш сайт - это небольшой справочник на тему Философия, Психология, Юмор. Здесь
каждый может найти ответы на самые популярные вопросы из категории Философия,
Психология, Юмор.
Юмор в философии
Казалось бы, философия и юмор — несовместимые вещи. Сколько наговорено и
написано о трудности и скучности философских текстов, которые за это сами часто
подвергались насмешкам. Разве не утверждал Спиноза — в известном смысле
олицетворение философии — что философ должен не плакать, не смеяться, а только
понимать? Но ведь и сам Спиноза, как многие другие философы, стремился понимать
природу смеха и смешного. А порой понимать мир — это и значит смеяться. По
свидетельству древнего автора, «на мудрых вместо гнева находили: слезы — на
Гераклита, смех — на Демокрита». Демокрит «всё смеялся, считая достойными смеха
все человеческие дела». И в смехе как таковом может быть зерно мудрости. Не
напрасно у разных народов существуют пословицы и поговорки типа: «Не спрашивай
рыдающего, спрашивай смеющегося». Не без основания великий Аристотель отмечал,
что «из всех животных он (человек) один только способен смеяться».
Ниже представлены некоторые примеры философского юмора.
Как-то раз, когда Зенон в очередной раз взялся доказывать, что движения не
существует, Антисфен (по другой версии Диоген) принялся ходить вокруг него.
Зенон не выдержал: — Сделай милость, прекрати, постой спокойно хоть минутку. —
Ах вот оно как! А кто с пеной у рта доказывал, что движения нет? — торжествовал
Антисфен.
Когда Платон рассуждал об идеях и изобретал названия для «стольности» и «чашности»,
Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не
вижу». А тот: «И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы
видеть стольность и чашность, у тебя нет разума». И на вопрос: «Что, по-твоему,
представляет собой Диоген?» — Платон ответил: «Это безумствующий Сократ».
Одна дама спросила Рассела: «Что странного в том, что я солипсистка? Разве все
мы не солипсисты?». А Рэймонду Смаллиану, одному из самых блестящих логиков
современности, довелось присутствовать на семинаре выдающегося философа XX века.
Алана Росса Андерсона. Семинар был посвящен солипсизму. Участники два часа
спорили до хрипоты, но так и не пришли к согласию. «И тогда, — пишет Смаллиан, —
я встал и сказал: — С этого момента я объявляю себя антисолипсистом. Существуют
все, кроме меня».
Диоген, будучи человеком без комплексов, то и дело занимался рукоблудием у всех
на виду. Жители Афин по этому поводу шутили, — «Диоген, у нас Ведь теперь
демократия и каждый может делать что захочет, но не перегибаешь ли, ты, брат,
палку?» На что Диоген отвечал: «Мне бы кроме похоти ещё и голод унять, лишь
теребя и поглаживая живот»
Главная страница |
|